Архив

Новости



Рубрики



Главная страницаРепортажи

Дорожные "мелочи"

 21.07.2013 11:46    Шушан Минасян

На этой неделе в столице начались масштабные проверки технического состояния большегрузов. В погоне за прибылью владельцы автопредприятий нередко отправляют в рейс неисправные машины. Некоторые грузовики, собранные вручную кустарным способом, того и гляди развалятся прямо на глазах. Именно такой КамАЗ и протаранил рейсовый автобус под Подольском. Тогда в ДТП погибли 18 человек. О первых результатах проверки - Шушан Минасян.

Всю неделю Госавтоинспекция проверяет техническое состояние большегрузов. Десятки штрафов уже выписаны. Сева ехал домой после ночной смены. В ходе проверки выясняется, грузовика на дороге быть вообще не должно, у автомобиля покрышки с разным рисунком протекторов.

"При торможении машина будет не прямо тормозить, а может уйти в какую либо сторону", - отмечает инспектор.

Али из Узбекистана водитель с двадцатилетним стажем, говорит, перед каждым выездом лично проверяет транспорт, но даже это не гарантия того, что автомобиль в исправном состоянии, у колеса надорвана резина. Водитель уверяет, что дефекта утром не было, но от штрафа это не спасет.
А у грузовика Гагика хоть и все в порядке с выхлопами, но не работает лампочка подсветки номерного знака.

Помимо технического состояния большегрузов, у водителей проверяют права, страховку, техпаспорт, путевой лист с подписью медика и механика. Все ЖТИ документы в обязательном порядке должны быть у водителей грузовиков, принадлежащих предприятиям. Зато требовать путевой лист с частников инспекторы не имеют права, даже если грузовик разваливается на глазах - достаточно одной страховки. КамАЗ Грачи Арутюняна был как раз одной из таких машин.

Бизнес-грузоперевозок дело несложное - достаточно купить машину и нанять водителя. Восемь лет назад отменили лицензирование, за рулем старых или зачастую собранных вручную машин -непрофессиональные водители, контроль за тем, кто и на чем возит картошку или щебень, мягко говоря, условный.

"От ста до трехсот рублей, по некоторым статьям 500, то есть примерно в таком диапазоне штрафы. Можно, конечно, было бы все ужесточить", - считает Сергей Оголёнков, государственный инспектор МОГТОРЭР № 4 ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве.

Ужесточать будут. Уже в сентябре вступит в силу закон, увеличивающий минимальный штраф до 500 рублей. Но это, по мнению автора законопроекта, Вячеслава Лысакова лишь малая мера. Депутат предлагает вернуть лицензии, ввести ответственность за нарушения не только водителей, но и работодателей, увеличить штат транспортных инспекторов. А коррупции, по мнению Лысакова, надо не бояться, с ней надо бороться.

"Этот вопрос можно решить по всякому, в том числе и через саморегулируемые организации, закон федеральный позволяет взять часть госфункций на себя, в том числе и контроля. Она несет ответственность за каждого члена своей ассоциации, в том числе страховую и финансовую", - продолжает Вячеслав Лысаков, депутат Государственной Думы РФ, лидер Партии "Автомобильная Россия".

Идею поддерживают крупные компании перевозчики, однако для малого бизнеса и частников, возврат к прежней схеме, по мнению руководителя профсоюза дальнобойщиков, Валерия Войтко, не сулит ничего хорошего.

"Система подготовки профессиональных водителей за последние двадцать лет убита напрочь, ее не существует. По меньшей мере, три четыре пять лет должно уйти на ее восстановление, на реанимацию, а это процесс очень долгий и очень тяжелый. Вот так взять махнуть шашкой и сказать, что введем лицензирование, и все у нас улучшится - это бред", - объясняет Валерий Войтко, руководитель межрегионального профсоюза работников автомобильного транспорта "Дальнобойщик".
Кроме того, по мнению специалистов, возврат к лицензированию не только не скажется на снижении аварийности, но и ударит по карману налогоплательщиков.

"Регулярная работа полиции, миграционной службы, сотрудников ГИБДД, которые отвечают за безопасность дорожного движения - вот такая профилактика. Собственно говоря, без возможности откупиться, без возможности коррупции даст результаты", - заявил Олег Дацкив, генеральный директор информационного портала "Автодилер.ру".

Пока законодатели и эксперты спорят, КамАЗов, выезжающих на дороги в неисправном состояния, меньше не становится. В стране шесть миллионов большегрузов , 80 % перевозок находится в тени, 6 машин из 10 - с техническими нарушениями. И такие на первый взгляд мелочи, как надорванная резина или неработающая лампочка, в экстренной ситуации могут обернуться трагедией.